Пояснительная записка по истории Казахстана
Цель: определение степени освоения обучающимся объема учебной дисциплины, предусмотренного государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.
В соотвествии с указанными целями должны быть решены следующие задачи оценивания:
- определить знания по истории Казахстана во всей исторической целостности и полноте в соответствии с ГОСО и учебными программами;
- определить уровень усвоения терминологии по истории Казахстана;
- выявить уровень сформированности навыков анализа и обобщения исторических фактов и явлений, умения определять сущность и причины исторических событий, оценивать их значение;
- оценить навыки и умения сопоставительного анализа событий, деятельности политических лидеров, выдающихся представителей науки и культуры изученных эпох;
- измерить умения и навыки работы с историческими текстами, источниками, картами, схемами, таблицами;
- определить уровень умения применять знания и излагать их логично, системно, аргументированно.
- выявить умение устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Структура и содержание заданий
1-вопрос – предметные знания
2-вопрос – предметные умения
3-вопрос – предметные навыки
Знание – это совокупность идей ученика, в которых выражено теоретическое овладение им предмета. Знание определяется как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (теории, закономерности, выводы). В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Умения и навыки выявляются на основе овладения исторических концептов:
- изменение и преемственность
- причина и следствие
- доказательство
- сходство и различие
- значимость
- интерпретация.
На основе концептов ученик должен продемонстрировать уровень познавательной категории и навыки работы с текстами, источниками, картами, схемами, таблицами, иллюстрациями.
Умения и навыки в познавательной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.
I. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории.
Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, основные понятия, особенности и принципы.
II. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
Конкретные действия учащихся:
- объясняет факты, процессы, принципы;
- преобразует графический материал в словесную форму;
- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
III. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
Конкретные действия учащихся:
- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- использует понятия и принципы в новых ситуациях.
IV. Анализ
Эта категория обозначает умение анализировать тексты, источники, графические данные; разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.
Конкретные действия учащихся:
- выделяет части целого;
- выявляет взаимосвязи между ними;
- определяет принципы организации целого;
- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
- проводит различие между фактами и следствиями;
- оценивает значимость данных.
V. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
Конкретные действия учащихся:
- составляет графический материал, аргумент, гипотезу;
- составляет схемы, алгоритм, сравнительные или синхронные таблицы.
VI. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
Конкретные действия учащихся:
- оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
- оценивает значимость того или иного результата деятельности.
Оценивание устных ответов:
Отметка «5» (отлично) ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует свой письменный ответ на экзаменационном листе, по памяти делает ссылки и приводит цитаты, выдержки из справочных материалов, учебников, дополнительной исторической литературы, первоисточников.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Таким образом, отметка «5» (отлично) ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. Ответ полный логически выдержанный, понятен для усвоения, не требует дополнений.
Отметка «4» (хорошо) ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного